Троицкая родительская суббота — Арзамасский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Официальный сайт

  





































Вы здесь

Троицкая родительская суббота

"Сегодня Троицкая родительская суббота. Ради чего мы собрались здесь? Поплакать об умерших своих, посетовать на скорбную многотрудную жизнь свою, которая заканчивается смертью, вспомнить с отчаянием тех, которых мы, якобы, не вернём? Нет, братья и сестры, мы сегодня пришли для того, чтобы свидетельствовать торжество святой христианской Православной веры, торжество жизни над смертью, победы нетления над тлением. Почему и светлые ризы сегодня и всегда в родительские субботы таковы бывают. Это в 60-е годы прошлого века начали надевать чёрные платки на похоронах, в советский период. В 30–40 годы родственники почившего надевали белые платки, даже на старинных фотографиях видно, что в белых платках, как одеяние священнослужителей на панихидах и на погребениях. Белые одежды чистоты, света Христова, радости, нескончаемого пребывания со Христом во свете невечернем — это символ этих риз, это символ риз праведников, которые добродетельным житием своим убелили ризы свои и милостию Божией вместе с прощением грехов своих за молитвы Церкви получили светлые ризы праведных в вечности.

Мы сегодня пришли, братья и сестры, вспомнить о догмате: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». Мы пришли, чтобы молитвою своею душе своей напомнить о скором переходе туда, в истинное, нескончаемое бытие от этого бытия временного, которого 70, от силы 80 лет. Мы пришли, братья и сестры, сегодня пообщаться с нашими усопшими. «Они не умерли, — говорит Священное Писание, — у Бога нет мертвых, у Бога все живы». И создавая человека, Он вдохнул в него душу живую по образу и подобию. Эта душа в человеке обладает свойствами, как и Господь, от Которого она пришла, — свойствами вечного нескончаемого бытия.

Мы пришли, братья и сестры, и свои души подготовить к встрече со Христом в вечности, напоминая себе о часе смертном. Мы пришли сегодня молитвенно пообщаться с нашими сродниками по плоти, готовясь к встрече с ними. Как при жизни мы за них переживали, их любили, заботились о них, так и по смерти они не умерли. Для нас, верующих, они так же существуют, мы за них переживаем, их участь беспокоит нас: как им там, в вечности…

И, желая облегчить, сделать эту участь им радостной, светлой, вечной со Христом, мы молимся за их души Христу, Царю Бессмертному. Вспомним Святую Пасху, братья и сестры, как мы ждём слов «Христос Воскресе!», чтобы грянуть взрывом народной толпы словами «Воистину Воскресе!» Эти два слова приносят какую-то неизреченную радость и церковным людям, и нецерковным, детям и взрослым. Дети не спят ночь, радуются, этими же словами восклицая в Церкви. Человек нецерковный в эту ночь не спит и тянется почему-то в Церковь, душа тянет его на то место, где славословится Христос, победивший смерть Своим воскресением и даровавший жизнь всем верующим в Него. Неосознанно, подсознательно душа у каждого человека христианка, и она торжествует победу жизни над смертью, влечёт в этот день всех людей в храмы Божии. Даже в советский период, когда было тотальное атеистическое воспитание, приходилось назначать работников райкомовских, учителей, чтобы они отгоняли детей от храмов, чтобы они смотрели, кто там из комсомольцев, из молодёжи, атеистически воспитанной, идёт в храмы. Шли, чтобы следить, отгонять — и не смогли отогнать, не смогли победить праздника Пасхи. Почему? Потому, что Пасха — это праздник торжества жизни над смертью.

А Родительская суббота для нас, братья и сестры, — напоминание об этом событии, напоминание об этом догмате, напоминание нам о нашей будущности. Нет у нас смерти, у нас только вечное бытие. Плоть истлевает, но душа вечно живая. Но и плоть будет воскрешена и преображена, соединена вместе с душой в день, когда будет славное пришествие Христово, а для грешников Страшный суд..."

Митр. Святогорский Арсений