Троицкая родительская суббота
"Сегодня Троицкая родительская суббота. Ради чего мы собрались здесь? Поплакать об умерших своих, посетовать на скорбную многотрудную жизнь свою, которая заканчивается смертью, вспомнить с отчаянием тех, которых мы, якобы, не вернём? Нет, братья и сестры, мы сегодня пришли для того, чтобы свидетельствовать торжество святой христианской Православной веры, торжество жизни над смертью, победы нетления над тлением. Почему и светлые ризы сегодня и всегда в родительские субботы таковы бывают. Это в 60-е годы прошлого века начали надевать чёрные платки на похоронах, в советский период. В 30–40 годы родственники почившего надевали белые платки, даже на старинных фотографиях видно, что в белых платках, как одеяние священнослужителей на панихидах и на погребениях. Белые одежды чистоты, света Христова, радости, нескончаемого пребывания со Христом во свете невечернем — это символ этих риз, это символ риз праведников, которые добродетельным житием своим убелили ризы свои и милостию Божией вместе с прощением грехов своих за молитвы Церкви получили светлые ризы праведных в вечности.
Мы сегодня пришли, братья и сестры, вспомнить о догмате: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». Мы пришли, чтобы молитвою своею душе своей напомнить о скором переходе туда, в истинное, нескончаемое бытие от этого бытия временного, которого 70, от силы 80 лет. Мы пришли, братья и сестры, сегодня пообщаться с нашими усопшими. «Они не умерли, — говорит Священное Писание, — у Бога нет мертвых, у Бога все живы». И создавая человека, Он вдохнул в него душу живую по образу и подобию. Эта душа в человеке обладает свойствами, как и Господь, от Которого она пришла, — свойствами вечного нескончаемого бытия.
Мы пришли, братья и сестры, и свои души подготовить к встрече со Христом в вечности, напоминая себе о часе смертном. Мы пришли сегодня молитвенно пообщаться с нашими сродниками по плоти, готовясь к встрече с ними. Как при жизни мы за них переживали, их любили, заботились о них, так и по смерти они не умерли. Для нас, верующих, они так же существуют, мы за них переживаем, их участь беспокоит нас: как им там, в вечности…
И, желая облегчить, сделать эту участь им радостной, светлой, вечной со Христом, мы молимся за их души Христу, Царю Бессмертному. Вспомним Святую Пасху, братья и сестры, как мы ждём слов «Христос Воскресе!», чтобы грянуть взрывом народной толпы словами «Воистину Воскресе!» Эти два слова приносят какую-то неизреченную радость и церковным людям, и нецерковным, детям и взрослым. Дети не спят ночь, радуются, этими же словами восклицая в Церкви. Человек нецерковный в эту ночь не спит и тянется почему-то в Церковь, душа тянет его на то место, где славословится Христос, победивший смерть Своим воскресением и даровавший жизнь всем верующим в Него. Неосознанно, подсознательно душа у каждого человека христианка, и она торжествует победу жизни над смертью, влечёт в этот день всех людей в храмы Божии. Даже в советский период, когда было тотальное атеистическое воспитание, приходилось назначать работников райкомовских, учителей, чтобы они отгоняли детей от храмов, чтобы они смотрели, кто там из комсомольцев, из молодёжи, атеистически воспитанной, идёт в храмы. Шли, чтобы следить, отгонять — и не смогли отогнать, не смогли победить праздника Пасхи. Почему? Потому, что Пасха — это праздник торжества жизни над смертью.
А Родительская суббота для нас, братья и сестры, — напоминание об этом событии, напоминание об этом догмате, напоминание нам о нашей будущности. Нет у нас смерти, у нас только вечное бытие. Плоть истлевает, но душа вечно живая. Но и плоть будет воскрешена и преображена, соединена вместе с душой в день, когда будет славное пришествие Христово, а для грешников Страшный суд..."
Митр. Святогорский Арсений