Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский соборный храм, построенный еще в XVI в., первоначально был деревянным. Он находился в северо-западной части обители, на самом высоком месте. Вокруг алтаря собора располагалось монастырское кладбище.
Главный деревянный храм богатого Спасского монастыря должен быть величественным высоким зданием башенного типа, с небольшим по площади, но вытянутым вверх объемом молельного зала. Для такого образа подходил очень распространенный в строительстве того времени тип храма, называемый «о двадцати стенах». В основании – четырехугольный равносторонний сруб, к каждой стороне которого пристроены небольшие помещения, служащие для размещения алтаря, ризницы и сеней. Эти небольшие помещения удачно покрываются тремя рядами убывающих кверху кокошников – бочечная кровля. Четырехугольный сруб – четверик, традиционной продолжался восьмиугольным срубом – восьмериком, а уже восьмерик, во второй половине XVI века, непременно покрывался шатровой кровлей. Завершался шатер храма луковичной главкой с крестом на шейке-барабане. Главка и шейка обычно покрывались лемехом: осиновой фигурно вырезанной дощечкой. Вход в здание оформлялся высоким крыльцом, которое защищалось от дождя и снега скатной крышей.
С течением времени Арзамасский Спасский монастырь развивался и богател, обустраиваясь новыми храмами и хозяйственными зданиями. Деревянные постройки, пришедшие в ветхость, разбирались, и на их месте возводились новые, уже каменные, сооружения.
Древнейшим и самым первым каменным зданием в Арзамасе был собор во имя Преображения Господня Спасского монастыря, сохранившийся до сего времени. К его постройке приступили в 1638 году при игумене Ионе, предполагавшем построить его в больших размерах и уже заключившем договорную запись со старцем Московского Ново-Спасского монастыря Ипполитом об устройстве иконостаса в этом храме. Но в том же 1638 году игумен Иона был переведен в Ново-Спасский монастырь, а его преемник игумен Корнилий по какой-то причине убавил размеры храма и иконостаса. При нем же была закончена постройка этого здания. Собор был освящен не позже 1643 года.
Ясный, четкий квадрат в плане, с традиционными алтарными апсидами с восточной стороны. Своды собора опираются на четыре пилона. Основной объем здания имеет три входа. Однако первоначальный вид каменного собора сильно изменен в XVIII столетии, когда к объему храма была пристроена обширная трапезная с сильно развитым крыльцом и папертью. Были растесаны старинные окна и одеты характерными для XVIII века наличниками, резко отличающимися по стилю от сохранившихся в алтарной части форм ранних оконных проемов. Были разобраны крыльца. Конструкция кровли также сильно изменена: килевидные кокошники, которыми ранее завершалось здание, заменены на четырехскатную кровлю. Средняя главка явно имела другие формы, так как в описи сказано: «...средняя глава деревянная обита чешуею деревянною ж», а раз так, то и форма главки была шлемовидная – характерная для того времени, ибо шаровидный купол значительной величины, который существует ныне, ни в конструктивном, ни в стилистическом виде не мог существовать.
И.Н.Четыркин сообщает, что с западной и южной сторон собора «пристроены паперти, в стенах которых вставлено несколько плит – надгробных памятников с высеченными на них надписями, показывающими имена погребенных здесь настоятелей монастыря и других лиц. Одни из этих памятников вросли в землю, на других стерлись буквы. Из уцелевших на этих памятниках надписей остались следующие: а) В стену южной паперти Спасской церкви вложены одна возле другой рядом четыре каменные плиты с вырезанными вглубь надписями. Из них первая от входа – о погребении игумена Феодосия. Сначала крест барельефный с тростью и копием и со словами: "Ис.Хс.", потом надпись "Лета 7153 (1645) апреля в 7 д. преставися раб Божий игумен Феодосий и погребен в сем месте с родом своим". Из трех других плит на одной можно прочесть: "7173... преставися раб Божий Арзамасской"; на другой: "7194... раб Божий священноиерей Иосиф"; на третьей: "7178... священноиерей... схимонах"; б) В западной стене церкви, к югу от паперти, вложена каменная плита с выпуклыми буквами, из которых состоит надпись, – прежде барельефный крест без плоти стростью и копием. Вокруг креста надпись: "Царь славы, Ис.Хс.", а потом следует: "Лета 7132 (1624) ноября в 17 д. память иже во святых отца нашего Григория чудотворца преставилась раба Божия Евдокея Герасимовна Мисюря..." К северу от паперти в стене три плиты с высеченными вглубь буквами, но на них снаружи остались выдными только годы: на одной 7174, на другой – 7182, на третьей – 7184. Погребенную, по указанию первого камня, Евдокею Герасимовну Мисюря и ее родственников считают в Арзамасе строителями монастырской Спасской соборной церкви. Спасская церковь в настоящем виде своем построена около середины XVII столетия игуменом Корнилием. Ее иконостас, возвышающийся до самых сводов, заслуживает внимания по скромной простоте столярной работы и по живописи икон в русском вкусе XVII столетия. Он сделан резных дел мастером старцем Ипполитом, иноком Московского Новоспасского монастыря. Договорная запись, заключенная им с игуменом Ионой в 1638 году, показывает, что он подрядился сделать иконостас несравненно великолепнее существующего. Но так как игумен Иона был в том же году переведен в настоятели Новоспасского монастыря, то крестник его Корнилий, соорудивший каменную церковь Спаса вдвое меньше предполагавшейся к постройке Ионой, подрядил инока Ипполита выстроить иконостас меньших размеров и без украшений. В Спасской церкви замечательна и чествуется особым поклонением древняя икона Божией Матери в деревянном вызолоченном киоте, стоящая за настоятельским местом в церкви. На доске, находящейся под ней, полууставом описано происшествие, случившееся в 1732 году 2 июня. Во время вечерни, когда читался акафист Божией Матери, сильный удар грома разбил большую главу и свод соборной церкви, и вслед за тем молния, опалив столбы у местных образов, зажгла пол у южных дверей. Братья, пораженные страхом, пали в беспамятстве на помост храма, но были спасены заступлением Божией Матери, образ Которой изображен в этом киоте. Украшение и киот для этой иконы сделаны архимандритом Иоасафом. Кроме Казанской иконы Божией Матери в церкви замечательны: 1) Животворящий Крест Господень; 2) киоты со святыми мощами. В ризнице хранятся некоторые древние грамоты, планы и межевые книги на поземельные владения монастыря».
Преоображенский собор – трёхпрестольный. Центральный престол освящен в честь праздника Преображения Господня. Описание монастыря конца XIX века говорит, что в церкви Преображения «два придела: с правой стороны – во имя Успения Божией Матери, с левой – во имя преподобной Марии Магдалины». В описи 1763 г. упомянут один из приделов Преображенского собора: «…предел во имя преподобного Варлаама Хутынского».
После Октябрьской революции 1917 г. здание собора было опечатано. 16 марта 1919 г. община верующих при Спасском монастыре заключила договор с Арзамасским Совдепом о передаче им двух церквей, в том числе и Преображенского собора. Несмотря на официальное разрешение властей, через полтора года исполнитель судебных решений т.Каменев по поручению Арзамасского Бюро юстиции объявил о ликвидации Спасского монастыря и опечатал его храмы. После заявлений и ходатайств общины в 1921 году Президиум Уисполкома всё-таки оставляет за общиной две церкви: Преображенский собор и церковь Рождества Богородицы. Потом властям показалось, что двух церквей для Спасской общины много, и вскоре Спасский собор был отобран у верующих. Это произошло не позднее 1924 года, так как в этом году был заключен новый договор на пользование уже только одной церковью – Рождества Пресвятой Богородицы. Спасский собор поначалу был занят военными складами 51-го полка (с сентября 1925 г.), а к 1928 г. – Уездным архивом.
В 2015 году после передачи Преображенского собора церкви и подготовки к переезду Архив выехал из церковного здания. Сейчас в Соборе ведутся ремонтно-реставрационные работы.
Использованные материалы:
1. Петряшин А.С. Арзамасские монастыри. История, архитектура, хозяйственная деятельность XVI – XX вв. Монография. – Арзамас, 2010.
2. Потороев А. Разоренные храмы. Очерки Арзамасского богоборчества. – М., 2006.
3. Четыркин И.Н. Арзамасский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Краткий исторический очерк. (По изданию 1888 г.). – Арзамас, 2003